Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
МЕХАНИКИ И ОПТИКИ"
Почта: 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49.
Ректорат: (812) 233-00-89, Общий отдел: (812) 232-97-04, Факс: (812) 232-23-07
Эл. почта: rector@mail.ifmo.ru
|
Департамент образования Москвы
105318, Москва, Семеновская пл., д. 4
Руководителю департамента
Ларионовой Ольге Николаевне
|
Глубокоуважаемая Ольга Николаевна!
В настоящее время перед Россией стоит задача интенсивного развития инновационного сектора экономики, связанного с высокими технологиями, и, в частности, с информационными технологиями и программированием. Стал общепризнанным тот факт, что именно здесь позиции России на мировом рынке высоких технологий являются наиболее сильными и перспективными.
Не секрет, что в последние годы из-за демографического кризиса и роста зарплат в области решения "простых" задач Россия стала неконкурентоспособной по сравнению с Индией и Китаем. Поэтому российская "ниша" на мировом рынке разработки и производства программного обеспечения -- это выполнение сложных проектов с использованием высококвалифицированных специалистов, развитие и доведение инновационных идей до коммерческого использования, а также проведение научно-исследовательских работ. Таким образом, для нашей страны особую ценность представляют наиболее талантливые специалисты, способные стать лидерами проектов и научно-исследовательских работ в качестве руководителей и "генераторов идей". Подготовка таких специалистов должна базироваться на широкой фундаментальной подготовке в области математики, физики и информатики, отвечающей лучшим научно-педагогическим традициям российских средней и высшей школ.
Сжатые сроки профессионального становления молодого специалиста в области информатики и программирования обуславливают необходимость проведения раннего, начиная со среднего и старшего этапов обучения в средней школе, поиска и подготовки будущих лидеров научно-исследовательских и инновационных работ. При этом, как показывает практика, элементы программной инженерии должны вводиться в учебный процесс, уже начиная со среднего этапа обучения в школе и с младших курсов вуза. Реализация такого подхода связана с решением целого комплекса научных, учебно-методических и организационных вопросов и требует от педагога исключительно высокой квалификации, энтузиазма и преданности делу.
Нам хорошо известны работы, проводимые в этом направлении преподавателем информатики московского физико-математического лицея "Вторая школа" (а также Физико-технического института) Ильей Рудольфовичем Дединским. Считаем проведение этих работ чрезвычайно важным. Результаты, полученные И.Р. Дединским, являются, по нашему мнению, уникальными не только в российском, но и международном образовательном сообществе, а их уровень отвечает самым высоким мировым стандартам.
Работы школьников, проводимые под его руководством, регулярно занимают высокие места на всероссийских и региональных конкурсах в Санкт-Петербурге и Москве, направляются на зарубежные конференции. Ученики седьмых-девятых классов публикуются в научных журналах из перечня ВАК, их работы принимаются на "взрослые" конференции Всероссийского уровня. В нынешнем учебном году ученики Ильи Рудольфовича получили дипломы I и II степени на олимпиаде первого уровня, проводимой СПбГУ ИТМО.
Мы давно сотрудничаем с И.Р. Дединским и каждый раз убеждаемся в его высоких профессиональных качествах. В частности, в рамках этого сотрудничества его учениками за год была разработана уникальная трехмерная виртуальная многоагентная среда для проведения олимпиад и соревнований. Обычно такие работы не могут выполнить даже студенты -- это посильно лишь профессиональным программистам.
В прошлом учебном году нами было направлено письмо на имя директора лицея (копия была направлена Вам), в котором мы (в более широком составе) просили обратить внимание на провдимые И.Р. Дединским работы по проектному методу обучения программированию и информатике в средних и старших классах физико-математической школы, на их поддержку и развитие, как важного и современного направления, полезного как в дополнение к физико-математическому обучению, так и имеющему самостоятельное значение.
К сожалению, в данное время работа И.Р. Дединского в лицее "Вторая школа" перестала поддерживаться администрацией лицея. В частности, ставший в последние годы традиционным набор в седьмые классы с углубленным изучением ИКТ был отменен, а мероприятия по набору в группы восьмого класса, несмотря на объявление на сайте лицея, не проводились. Год назад учебные часы в группах старших классов, в которых преподавал И.Р. Дединский, были сокращены в два раза.
В настоящее время в рамках работы Президентской Комиссии по модернизации начинаются работы по усиленной подготовке российских школьников по одному из приоритетных направлений развития страны -- разработке программного обеспечения. Хотелось бы, чтобы московский лицей "Вторая школа" принимал участие в этой программе.
Просим Вас обратить внимание на данную ситуацию и помочь в ее разрешении.
- Лауреат Премии Президента РФ и Правительства РФ в области образования, декан факультета "Информационные технологии и программирование" СПбГУ ИТМО, профессор В. Г. Парфенов
- Лауреат Премии Правительства РФ в области образования, заведующий кафедрой "Технологии программирования", профессор А. А. Шалыто
На данный момент новые профильные (углубленные) группы по информатике администрацией лицея более не открываются.
|