Экспериментальная
площадка по данной теме начала свою работу в 2005 г., предпосылки для
ее
открытия создавались с 2002 г. В 2009 г. она
завершила свою работу в связи с достижением сроков
окончания эксперимента.
В ее рамках был разработан и
осуществлен аналитический подход к проектному обучению программирования
в
школе, основывающийся на сопоставлении современного уровня и тенденций
в
разработке ПО, особенностей вузовского, школьного и самостоятельного
видов
обучения, возрастных и психологических особенностей учащихся. Подход
рассчитан
на сильных мотивированных учеников физико-математических классов и
школ. Выпускники
профиля, даже "слабые троечники", не имеют проблем с информатикой и
программированием в вузах, ряд
учеников занял высокие и призовые места на всероссийских и
международных
конференциях. Было разработано методическое и программное обеспечение
для сопровождения работы площадки, проведены мастер-классы и занятия с
учителями (в том числе
зарубежными) с высокой оценкой их результатов. Совместно с кафедрой
физики была
создана и активно проводилась школьная научная конференция, в которой
компьютерная секция неизменно собирала наибольшее число участников и
слушателей.
По оценке многих
специалистов, ознакомившихся с методикой, в том числе ведущих
специалистов в
области компьютерного вузовского образования, декана ФУПМ МФТИ, проф. А.А. Шананина и зав. кафедрой информатики МФТИ И.Б. Петрова,лауреатов премии
Президента
России, сотрудников СПбГУ ИТМО ректора акад.
В. Н. Васильева, проф.
В. Г. Парфенова, проф.
А. А. Шалыто и их сотрудников,
разработанная версия проектного подхода является инновационной (по
формулировке
ИТМО – уникальной), частичные аналоги ее существуют, но системного
комплексного
анализа в сочетании с ориентацией на действительно современный
промышленный
уровень разработки ПО не демонстрируют. Оценка деятельности
экспериментальной
площадки дана ими в письме руководителю департамента образования Москвы
О. Н. Ларионовой от 04.04.2009 г.
В рамках профиля были
осуществлены тесные контакты, заключены соглашения и договора с МФТИ,
МГУ,
Институтом системного программирования РАН и другими научными и
учебными организациями.
Профиль первоначально был
рассчитан на 7-11 кл. и подразумевал учебную нагрузку 4-6 час. в
неделю, затем она была
уменьшена учебной частью до 4 часов. Далее в 2008 г. количество часов в
10-11 кл. было уменьшено до общеобразовательной нормы 2 час. в неделю, что
поставило
преподавание профильного материала в критическое положение: учащиеся
именно в 10 кл. набирали уровень, позволявший им успешно участвовать
во всероссийских и международных
конкурсах. В 2010 г. сокращение продолжилось: теперь оно коснулось 9 кл., и теперь "расширенная программа" - это всего лишь 2 начальных года образования.
В 2010 учебном году администрацией лицея был прекращен набор в углубленные группы по программированию, а учащимся некоторых классов администрацией было поставлено условие не посещать факультативные занятия по данной тематике. В 2011 г. набор возобновился, но администрацией были значительно сокращены занятия на основе котороых проводился отбор в группы, вследствие чего он стал почти случайным. Компьютерный класс, в котором проводятся профильные занятия, оснащен устаревшей техникой, работающих компьютеров хватает на половину группы учащихся. Модернизация кабинета администрацией не проводится, хотя в других кабинетах устанавливается современная компьютерная техника.
В 2012 г. был изменен формат проведения научно-практической конференции им. Р. К. Бега - ведущего мотиватора и трамплина для участия школьников в дальнейших конференциях на тему технологий программирования. Жаль, что когда другие лицеи Москвы развивают и расширяют такие конференции, во "Второй школе" она превратилась в кулуарный одноразовый семинар для докладчиков и "успешных учеников, не имеющих задолженностей", и, таким образом, перестала быть существенным мотиватором деятельности. В последние 3 года управление конференцией взял на себя зам. дир. А. К. Ковальджи, и это время ознаменовалось ее упадком.
Анализ итогов эксперимента см. в презентации.
|